
Чтобы фотография выглядела живой и реалистичной, на снимке должен быть передан объем, пространство, глубина. Разумеется, это будет лишь иллюзия - ведь изображение плоское! - но ее наличие оживит любой кадр. Создать иллюзию объема можно несколькими способами, каждый из которых хорош посвоему. Объем передают любые линии, создающие перспективу - уходящие вдаль ряды деревьев или столбов, колонны, заборы, тени, дорога, морской берег и т.д. Если они присутствуют в кадре, зритель воспримет картину как объемную и реалистичную, чего мы, собственно, и добиваемся. Принято считать, что повторяющиеся элементы «организуют пространство» - зритель воспринимает их как неслучайные и переносит это ощущение на все объекты в кадре. В большинстве случаев «ритмичный» снимок воспринимается как продуманная и законченная композиция.
Создать иллюзию глубины можно за счет правильной компоновки кадра: если в нем присутствуют все три плана - передний, средний и дальний, - то зритель, последовательно переводя взгляд «вглубь», от одного плана к другому, будет ощущать объемность пространства. При съемке пейзажей можно использовать и другой хитрый ход - создавать ощущение воздуха, которое, придавая изображению легкость и подчеркивая позитивное настроение кадра, автоматически создает и ощущение объема. Передать ощущение воздуха сложно - ведь он прозрачен и потому невидим, - но можно, если использовать маленькие хитрости. Можно показывать воздействие воздуха на предметы! Например, если в кадре есть волны, то зритель обязательно ощутит соленый морской бриз, если видны развевающиеся тонкие занавеси - приятный летний ветерок, если гнутся склоненные шквалом трава и деревья - дыхание грозы, если вьется поземка - леденящий зимний вихрь...
Во всех случаях цель окажется достигнута: зритель не усомнится в присутствии воздуха, в реальности его изображения! Воздух угадывается при наличии в кадре дымки. Дымка может быть как светлой (туман, пар, легкий дым или пыль), так и окрашенной. Голубоватая дымка появляется только в очень чистом воздухе (ранней весной или высоко в горах) и, затягивая отдаленные объекты, не просто создает ощущение воздуха, а однозначно ассоциируется с чистым воздухом, что позволяет сформировать особое настроение кадра. Существуют и другие способы, позволяющие усилить ощущение воздуха: например, включение в кадр облаков (желательно, чтобы они располагались рядами!), съемка солнечных лучей, пронизывающих пространство (она возможна при наличии в воздухе мелкой взвеси: пыли, тумана и т.д.) и, наконец, захват в кадр летающих объектов (бабочек, птиц, пчел, самолетов).