Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/satelits/data/www/ku9.ru/index.php on line 109 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/satelits/data/www/ku9.ru/index.php on line 113 Глубина резкости » Цифровое фото и видео

Главная страница » Информация » Глубина резкости



НАВИГАЦИЯ:
Главная




Наш опрос:

Какие фото Вы считаете наиболее интересными?

Фото города с самолёта
Фото Карьера и ГМЗ-2
Фото СП "Ньюмонт" и "Амантай"
Исторические фото
Фото школ и детских садов
Фото коллективов, людей
Фото музейных экспонатов
Места отдыха горожан



Интересное:

В Барселоне начались беспорядки
 В центре Барселоны недалеко от здания Национальной полиции начались беспорядки, сообщает корреспондент РИА Новости.

Глубина резкости

 
 Глубина резкостиДиаметр и фокусное расстояние объектива характеризуют не только светосилу. Они оказывают также влияние на глубину резкости объектива, т. е. на величину того промежутка, в пределах которого все фотографируемые предметы получаются резкими. Так, например, производя наводку резкости по матовому стеклу, мы обнаруживаем, что если изображения очень отдаленных предметов на матовом стекле выглядят резкими, то изображения предметов, расположенных вблизи аппарата, получаются расплывчатыми. И, наоборот, если производить наводку на предмет, расположенный вблизи аппарата, то его изображение получится отчетливым, а изображение отдаленного предмета - нерезким.
Наведя аппарат на очень отдаленный предмет (на бесконечность) и получив на матовом стекле резкое изображение всех отдаленных предметов, можно определить, хотя довольно приблизительно, ту границу, после которой изображение предметов, находящихся вблизи аппарата, начинает терять резкость. Так, например, наводя аппарат на какой-либо весьма отдаленный предмет, легко обнаружить, что изображение предметов, находящихся приблизительно на расстоянии в 40 м и дальше, будут выглядеть резкими. Если же навести аппарат на предметы, расположенные перед объективом на расстоянии 20 м, то резкими получатся изображения лишь тех предметов, которые находились от аппарата на расстоянии от 14 до 40 м.

Таким образом, становится ясно, что чем дальше от нас находится плоскость, на которую производится наводка, тем больше предметов, расположенных за ней и перед ней, получаются на изображении резкими. Отсюда можно сделать вывод, что для этого объектива существуют определенные передняя (14 м) и задняя (40 м) границы, в пределах которых изображение перелается наиболее отчетливо. Этот промежуток расстояния называется глубиной резкости данного объектива.

Глубина резкости не зависит от конструкции объектива, а только от его диаметра и величины фокусного расстояния.
Чем короче фокусное расстояние объектива и чем меньше его диаметр, тем больше глубина резкости.

Диафрагма. Каждый объектив современного фотоаппарата снабжен особым приспособлением - диафрагмой, - с помощью которой можно уменьшить или увеличить отверстие объектива и тем самым, по мере надобности, увеличить или уменьшить глубину резкости.

Обычно диафрагма состоит из отдельных светонепроницаемых лепестков и помещается между передней и задней половинами объектива (рис. 4). Передняя половина объектив» - часть объектива, обращенная к снимаемому предмету; задняя половина - часть объектива, обращенная в светочувствительному материалу.

Числа, нанесенные на шкалу диафрагмы, представляют собой знаменатели относительных отверстий объектива, т. е. показывают, во сколько раз диаметр каждой диафрагмы меньше фокусного расстояния объектива.

Так, например, если объектив аппарата имеет относительное отверстие 1:3,5, то при передвижении рычажка диафрагмы на цифру «4,5» отверстие объектива сократится, и относительное отверстие будет уже не 1:3,5, а 1:4,5. При установке рычажка диафрагмы на деление «6,3» или «9» относительное отверстие соответственно будет 1:6,3 или 1:9.
Так как светосилы двух различных объективов относятся, как квадраты их относительных отверстий, то для того, чтобы узнать, во сколько раз больше света пройдет через объектив, следует возвести в квадрат числовые значения диафрагм и большее число разделить на меньшее. Полученный результат будет указывать, во сколько раз больше или меньше света пройдет через объектив при той или иной диафрагме.

Обычно шкалы показателей диафрагм рассчитываются таким образом, чтобы при передвижении рычажка диафрагмы от одной (меньшей) цифры к большей требовалась вдвое удлиненная выдержка, и, наоборот, при передвижении от большей к меньшей - в 2 раза короче. Так, например, если при диафрагме 4,5 для получения негатива нормальной плотности требуется выдержка в 1 секунду, то при диафрагме 6,3 при съемке в тех же условиях потребуется выдержка в 2 раза большая, т. е. 2 секунды, а при диафрагме 9 - уже 4 секунды, и т. д.

Говоря о светосиле объектива, необходимо помнить, что, под величиной фокусного расстояния подразумевают то расстояние от оптического центра объектива до матового стекла (или светочувствительного материала), которое бывает при резкой наводке на очень удаленный предмет. Следовательно, при съемке предметов, расположенных вблизи аппарата, объектив при наводке на резкость будет отстоять от матового стекла значительно дальше, чем обычно. Так, например, при съемке малого предмета в натуральную величину объективом, имеющим диаметр в 5 см, а фокусное расстояние в 20 см, расстояние между матовым стеклом и объективом составит уже не 20, а 40 см; отсюда соответственно уменьшается и светосила. Если при фокусном расстоянии в 20 см она характеризовалась отношением:

5 см / 20 см = 1/4 = 1:4, то при съёмке с фокусным расстоянием в 40 см светосила будет равна:5 см / 40 см = 1/8 = 1:8.

Отсюда увеличивается и выдержка при съемке.

Полезное поле изображения. Помимо большой светосилы, объектив должен обладать еще одним качеством - равномерно освещать поверхность светочувствительного материала, находящегося в аппарате. В противном случае негатив окажется очень «плотным» в середине с постепенно ослабевающей плотностью к краям (т.е. на центр светочувствительного слоя будет падать больше света, чем на края). Каждый из объективов рассчитан на равномерное освещение пленки того размера, на который производится съемка данным аппаратом. Естественно, что объектив от фотоаппарата, рассчитанный на негатив размером 24х36 мм, не сможет равномерно осветить пластинку размером 13х18 см.

Каждый объектив имеет строго определенное для него полезное поле изображения, или такую площадь, где будет получена равномерная освещенность, т.е. в пределах угла АОВ, носящего название полезного угла изображения .

Полезное поле изображения всегда значительно меньше всего поля изображения, воспроизводимого объективом. Поэтому следует помнить, что диагональ пленки, на которую производится съемка, ни в коем случае не должна быть больше полезного поля изображения, в противном случае негативный материал будет освещен неравномерно.

Четыре типа объективов. Итак, рассматривая недостатки простой собирательной линзы (увеличительного стекла), мы в общих чертах ознакомились с четырьмя основными типами объективов: моноклем (собирательной линзой), ахроматической линзой, апланатом и анастигматом.

Типы объективов: а) монокль, б) ахроматическая линза, в) апланат, г) симметричный анастигмат типа диалит, д) несимметричный анастигмат типа триплет
Все объективы, за исключением анастигматов, имеют те или иные недостатки. Только анастигматы, представляющие собой наиболее совершенный тип объектива, практически лишены этих недостатков. В настоящее время этот тип объектива почти полностью вытеснил все остальные. Различные по конструкции анастигматы различаются только большим или меньшим устранением тех или иных недостатков и различным характером создаваемого ими изображения.

Разновидности анастигмата. Обычно анастигматы состоят из двух половин, между которыми помещается диафрагма, а иногда и затвор. Если обе половины объектива одинаковы, то такой объектив называется симметричным, если половины неодинаковы - несимметричным.

Каждая из симметричных половин представляет собой объектив с фокусным расстоянием, приблизительно вдвое большим, чем у целого объектива. Поэтому в некоторых случаях при съемке можно пользоваться только одной (передней или задней) половиной объектива.

Если объектив, состоящий из двух половин, имеет фокусное расстояние в 10 кв. см., то в случае использования одной половины фокусное расстояние будет уже равно 20 см.
В некоторых случаях это очень удобно, ибо представляется возможность заснять предмет в более крупном масштабе. Однако светосила такого объектива, ввиду увеличения фокусного расстояния, будет значительно ниже.

В отличие от симметричных объективов, в которых каждая половина объектива может работать самостоятельно, в несимметричных объективах (рис. 6д) такой случай невозможен. Несимметричный объектив в состоянии создавать изображение только в комбинации всех линз.

В настоящее время большое распространение получили анастигматы с таким большим относительным отверстием, как 1:1,5. Эти светосильные объективы в сочетании с высокочувствительным негативным материалом позволяют производить моментальные съемки даже в условиях весьма малой освещенности. Не следует забывать, что объектив с относительным отверстием 1:1,5 позволяет сократить выдержку по сравнению с объективом, имеющим относительное отверстие 1:4,5, в 9 раз, а по сравнению с объективом 1:6,3 - в 17,6 раза.

Универсальные объективы. Большинство фотографических аппаратов, которыми пользуются фотолюбители, снабжается одним постоянным объективом, позволяющим производить самые разнообразные съемки. Отсюда и название его - универсальный объектив, в отличие от специального объектива, предназначенного для выполнения какой-либо строго определенной съемки, как то: репродуцирования, съемки отдаленных предметов и т. д.

Универсальные анастигматы весьма разнообразны как по количеству линз, так и по конструкции. Наиболее распространены трехлинзовые анастигматы - триплеты (рис. 6д) и четырехлинзовые анастигматы - диалиты.

Специальные объективы. К объективам специального назначения относятся телеобъективы, широкоугольные объективы и ряд других. Телеобъективы употребляются при съемке отдаленных предметов в крупном масштабе. Размер изображения снимаемого предмета будет тем больше, чем длиннее фокусное расстояние этого объектива.

Характерным отличием этого типа объектива от обыкновенного длиннофокусного является то, что на пути лучей, прошедших через, собирательную систему линз, установлена система рассеивающих линз, которая несколько отклоняет лучи света от оптической оси, в результате чего их задний фокус перемещается дальше от линзы , а само фокусное расстояние несколько выносится вперед, начинаясь перед линзой, а не из ее оптического центра.


В отличие от обыкновенных длиннофокусных объективов, телеобъективы имеют значительно меньшее полезное поле изображения, но зато оказываются незаменимым подспорьем в случае, когда невозможно подойти близко к снимаемому объекту, а снимок необходим в крупном масштабе. Глубина резкости таких объективов незначительна.


Широкоугольные объективы незаменимы при архитектурных и технических съемках, а также при работе в тесном помещении, когда нет возможности отойти на значительное расстояние от снимаемого предмета. Для этих объективов характерен очень большой угол зрения и незначительное фокусное расстояние. При неумелом применении широкоугольного объектива снимки могут получиться с искаженной, по сравнению с действительностью, перспективой. Этот тип объектива обладает очень большой глубиной резкости.

 

Насадочные линзы. При отсутствии сменных объективов для изменения фокусного расстояния, а, следовательно, и его угла зрения, можно пользоваться насадочными линзами, надеваемыми на объектив во время съемки. В этом случае рассеивающие (отрицательные) линзы удлиняют фокусное расстояние объектива, позволяя производить съемку отдаленных предметов в более крупном масштабе.


Собирательные (положительные) линзы уменьшают фокусное расстояние, увеличивая тем самым угол зрения объектива, и поэтому дают возможность производить съемку с более близкого расстояния. Объектив, обладая в этом случае гораздо большим углом зрения, приобретает характер широкоугольного.


При отсутствии насадочных линз фабричного производства их легко изготовить из очковых стекол самому. Для этого необходимо укрепить такое стекло в кольцо, сделанное из картона и плотно облегающее оправу объектива. При работе с насадочными линзами во всех случаях, кроме тех, когда хотят получить изображение очень мягким, необходимо сильно диафрагмировать объектив. Это увеличивает резкость изображения, которая при пользовании насадочной линзой сильно падает. Каждая насадочная линза изменяет фокусное расстояние объектива в зависимости от своей оптической силы, которая выражается в диоптриях. Принадлежности к аппаратам.


При фотосъемке обычно применяется ряд различных приспособлений. К таким приспособлениям относятся: штативы для установки аппаратов в неподвижном положении, экспонометры для определения выдержки, бленды и т.д. Все эти принадлежности предназначены для возможно большего облегчения съемки.


Штатив (треножная подставка) необходим для установки аппарата при всех съемках с выдержкой свыше 1/20 доли секунды.


Промышленность выпускает штативы нескольких типов, но ко всем этим типам предъявляются одинаковые требования - наибольшая устойчивость, легкость и портативность. Изготовляются штативы из дерева или металла. Деревянные штативы бывают из трех, четырех и крайне редко из пяти отдельных колен.


Большинство металлических штативов выполнены в виде легких, телескопически соединенных труб (вдвигающихся друг в друга), реже - из отдельных раскладывающихся колен. Металлические штативы обычно бывают более портативными и легкими, чем деревянные, но они менее устойчивы.


Штативная головка. В центре верхней части штатива (к которой шарнирными винтами прикреплены колена - ножки) имеется винт, с помощью которого крепится фотоаппарат. Резьба этого винта стандартная - З/8". Для того чтобы аппарат можно было свободно укреплять в любом наклонном положении, применяются специальные штативные головки .


Эти головки особенно необходимы при съемках малоформатными камерами, имеющими одно гнездо (нарезанное под винт отверстие) для укрепления аппарата только в горизонтальном положении. С помощью штативной головки, являющейся подвижным звеном между штативом и аппаратом, можно легко укреплять аппарат в вертикальном или каком-либо другом положении.


Для производства панорамных снимков пользуются специальными панорамными головками, позволяющими вращать аппарат вокруг вертикальной оси на 360°, не меняя при этом положения объектива относительно горизонта. Обычно на таких головках имеется специальная градусная шкала, пользуясь которой можно поворачивать аппарат на строго определенный угол.


В походных условиях весьма удобна специальная штативная головка- штатив-струбцинка. Она небольшого размера, свободно помещается в кармане. Струбцинкой можно пользоваться и как штативной головкой, крепя ее на штативе, и как штативом.


При съемке, когда аппарату надо придать устойчивое положение, штатив-струбцинка привертывается к столу, стулу или с помощью имеющегося внизу шурупа ввинчивается в пень или дерево.


Гибкие тросики. При съемках с продолжительной выдержкой, даже в том случае, если аппарат укреплен на штативе, очень часты случаи незаметного сотрясения аппарата при спуске затвора, что является порой причиной нерезких снимков.


Во избежание этого, при съемках пользуются специальными гибкими тросиками. Они представляют собой стальную пружину, обтянутую тканью, внутри которой свободно передвигается упругий тонкий тросик, имеющий с одной стороны кнопку, а с другой -утолщенный толкач.


Тросики, имеющие большую длину, позволяют при съемке отходить от аппарата на значительное расстояние, что зачастую бывает необходимо.


Мешки для перезарядки. В походных условиях, когда невозможно найти темное помещение для перезарядки кассет или для проявления пленок, большую помощь может оказать специально сшитый мешок из светонепроницаемой черной ткани. В целях полной светонепроницаемости такой мешок надо шить из двух или трех слоев ткани, что позволит производить перезарядку не только в вечерние часы, но и днем. В мешок вшиваются два рукава с вдетой на концах резинкой, которая плотно обхватит руки и обеспечит полную светонепроницаемость.


Бленды. Бленда - окрашенная в черный цвет трубка, изготовленная из металла, пластмассы или картона, - надевается на объектив аппарата перед съемкой. Бленда необходима при съемках в солнечные дни и в помещениях, когда возможно попадание в объектив посторонних световых лучей, не участвующих в создании фотографического изображения.

Попавшие в объектив боковые лучи многократно преломляются линзами и зачастую засвечивают какой либо участок светочувствительного материала или, в лучшем случае, равномерно вуалируют (засвечивают) весь светочувствительный слой.


Негативные фотографические материалы


В качестве негативного материала в фотографии употребляется рулонная пленка.


Светочувствительность. Основным признаком негативного материала, на основе которого определяется выдержка при съемке, является его светочувствительность. Чем выше светочувствительность пленки, тем короче требуется выдержка. Так, например, если на пленке чувствительностью в 800° правильная выдержка составляла 1/100 секунды, то на пленке чувствительностью в 400° потребуется вдвое большая выдержка - 1/50 секунды.


Чем выше числовое значение градусов, указанных на упаковке, тем большей светочувствительностью обладает негативный материал. Светочувствительность в градусах может быть определена по одной из трех систем: по системе ГОСТ, ХиД и ДИН. Перевести числовое значение градусов одной системы в другую можно грубо приближенно, так как каждая из этих систем в оценке светочувствительности исходит из совершенно различных принципов.


Контрастность. Другим характерным признаком, основываясь на котором можно судить о характере негативного материала, является его контрастность.
Под контрастом в фотографии подразумевается степень различаемости двух соседних участков изображения.


Чем более резко отличаются друг от друга эти участки, тем более велик контраст в их почернении. Но так как зрительно очень трудно бывает определить разницу в степени почернения двух рядом находящихся участков изображения, то о контрастности изображения гораздо легче судить по разнице почернения наиболее темного и наиболее светлого участка негатива или позитива.


Отношение степени почернения наиболее темного участка негатива к наиболее светлому и определяет его контраст.
Чем менее ощутимо на глаз осуществляется переход от наиболее темного участка негатива к наиболее светлому, чем больше полутонов между этими участками, тем менее контрастно его изображение.


Чем более резок этот переход, тем контрастнее негатив.
Степень контрастности светочувствительного материала имеет важное значение при съемке.


Вполне естественно, что в зависимости от разницы в освещении снимаемого предмета светочувствительный материал разного контраста будет воспроизводить его неодинаково.
Контрастный негативный материал не обладает способностью передавать все разнообразие тональных переходов от самого темного участка снимаемого предмета к его наиболее яркому участку.


В этом случае соотношение яркостей снимаемого предмета будет нарушено. Незначительные тональные переходы не передаются контрастными пленками.
В зависимости от способности негативного материала относительно правильно передавать, все соотношения яркостей снимаемого предмета, светочувствительные материалы подразделяются на "мягкие", "нормальные", "контрастные" и "особоконтрастные".


Фотографическая широта характеризует способность светочувствительного материала правильно передавать контраст снимаемого объекта при некоторых отклонениях от правильной выдержки.


Эмульсии, обладающие большой фотографической широтой, позволяют делать большие отклонения от правильной выдержки как в сторону недодержки, так и в сторону передержки.


Фотографическая вуаль. Незначительное почернение неэкспонированного, но проявленного в темноте светочувствительного материала называется фотографической вуалью. Чем выше способность негативного материала к вуалеобразованию и чем больше величина этой вуали, тем ниже качество светочувствительного материала. Обычно величина фотографической вуали имеет прямую зависимость с чувствительностью эмульсии. Чем больше ее чувствительность, тем выше величина вуали.
Светофильтры. Голубые, синие и фиолетовые лучи, к которым особенно чувствительна любая фотографическая эмульсия, продолжают воздействовать на светочувствительный слой значительно сильнее других. Поэтому для правильной цветопередачи снимаемого объекта на объектив аппарата во время съемки надевается светофильтр, уменьшающий интенсивность сине-фиолетовых лучей.

Светофильтр представляет собой специально изготовленное окрашенное стекло, обладающее способностью поглощать лучи какого-либо одного или нескольких цветов, проходящих через него. В зависимости от способности к поглощению проходящих через светофильтр лучей, они делятся на компенсационные, селективные и монохроматические.
Компенсационными светофильтрами называются такие, которые служат для исправления цветопередачи светочувствительного материала. Примером таких светофильтров являются желтые.


Селективные светофильтры пропускают только какую-либо одну широкую часть спектра. Примером таких светофильтров могут служить красные, синие, зеленые и т. д.
Монохроматические светофильтры пропускают только очень узкую часть спектра и поглощают все остальные лучи.


При обыкновенных фотографических съемках употребляются, главным образом, компенсационные светофильтры различной плотности. Чем плотнее окраска светофильтра, тем больше отдельных лучей он поглощает. Если светло-желтый светофильтр очень незначительно поглощает сине-фиолетовые лучи, то темно-желтый светофильтр поглощает уже полностью фиолетовые, синие, голубые и незначительно - зелено-голубые лучи. Оранжевый светофильтр значительно поглощает и зеленые лучи. Красные светофильтры пропускают в основном только красные, оранжевые и незначительно - желтые лучи.


В зависимости от своей плотности, каждый светофильтр имеет определенный номер. Чем плотнее окраска светофильтра, более продолжительной должна быть выдержка при съемке одном и том же фотографическом материале.


Кратность светофильтров. Чтобы определить правильную выдержку при съемке с тем или иным светофильтром, необходимо учитывать его кратность. Кратностью называется число, указывающее, во сколько раз необходимо увеличить выдержку при съемке со светофильтром по сравнению с выдержкой при съемке без светофильтра. Кратность светофильтра не является строго постоянной, она зависит от многих причин и в первую очередь - от плотности его окраски, характера освещения и цветочувствительности негативного материала.


Кратность легко определить опытным путем. Для этого следует произвести несколько снимков одного и того же предмета с различными выдержками со светофильтром и без него.
Но, как уже указывалось, кратность светофильтра есть величина переменная, она меняется не только от характера светочувствительного материала, но также от времени дня и состояния погоды, так как солнечное освещение в зависимости от времени суток, имеет различный спектральный состав.


 
 
 
 
   
 
>
 
 
Интересное:
XML error in File: http://www.ku9.ru/rss.xml
XML error: Not well-formed (invalid token) at line 2