Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/satelits/data/www/ku9.ru/index.php on line 109 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /var/www/satelits/data/www/ku9.ru/index.php on line 113 Что нужно знать при съемке » Цифровое фото и видео

Главная страница » Информация » Что нужно знать при съемке



НАВИГАЦИЯ:
Главная




Наш опрос:

Какие фото Вы считаете наиболее интересными?

Фото города с самолёта
Фото Карьера и ГМЗ-2
Фото СП "Ньюмонт" и "Амантай"
Исторические фото
Фото школ и детских садов
Фото коллективов, людей
Фото музейных экспонатов
Места отдыха горожан



Интересное:

Жена Порошенко выделила миллионы на комедию о войне в Донбассе
 Украинский культурный фонд, который возглавляет жена бывшего президента Петра Порошенко Марина, выделил 8,9 миллиона гривен (примерно 23 миллиона рублей) на комедию режиссера Владимира Тихого "Котик ...

Что нужно знать при съемке

 
Что нужно знать при съемкеНажимать спуск затвора должен только один палец, обычно указательный палец правой руки, при этом вся кисть должна оставаться неподвижной. Огромное большинство любительских снимков, во всех остальных отношениях безукоризненных, бывают смазанными, если они сняты со скоростью меньше V100 сек. Особенно опасна выдержка V25 сек. Ее считают моментальной, не учитывая всего того, о чем мы только что говорили. В результате многие снимки оказываются нерезкими.

Мы рекомендуем для начала снимать со скоростью V100 сек во всех случаях, когда это возможно, и, лишь приобретя некоторый навык, переходить на V50, а затем на 1/2S сек. Перед тем как выйти на первую съемку, поработайте немного с незаряженным аппаратом, приспособьтесь к нему.

При съемке с упора или штатива можно применять более длительные выдержки. Но нужно быть уверенным, что упор прочный. Большинство металлических трубчатых штативов вибрирует, что делает их непригодными для работы. Вибрацию, кстати, нужно учитывать при съемке с поезда, из машины, с парохода и т. п. Опираться, например, на борт парохода нельзя, наоборот, нужно по возможности амортизировать вибрацию ногами, так же как вы это делаете, когда несете полный стакан чаю.

Как определить выдержку?

Чтобы читатель сразу понял важность решения этой задачи, мы покажем, как влияет продолжительность выдержки на характер негатива.

Условимся сначала о названиях участков объекта и негатива. Наиболее темные части объекта фотографы называют тенями. Самые светлые участки снимаемых предметов называются светами, а переходы между светами и тенями называются полутонами, или полутенями. Все эти участки объекта сохраняют свое название и на их негативном и позитивном изображениях. Значит, тени негатива - это наиболее прозрачные его участки, а света - наиболее плотные.


Теперь выберем объект и сфотографируем его несколько раз, каждый раз, увеличивая выдержку. Посмотрим, какие негативы будут получаться и каковы особенности отпечатков, полученных с этих негативов.


Сделаем выдержку, раз в сто меньшую правильной. Например, вместо 1/.Jo дадим 1/1осо сек. Как бы мы после этого ни проявляли пленку, мы вообще не получим на ней ничего, кроме вуали.


Сделаем выдержку побольше, например 1/200 сек. На негативе получатся самые яркие света в виде сравнительно небольших почернений. Все остальные участки останутся прозрачными.


Увеличим выдержку еще, например, до V60 сек. Теперь у нас на негативе выйдут и яркие полутона. Только плотность этих участков будет небольшой. Тени же так и не сфотографируются. Они будут прозрачными, лишенными деталей. Фотографы называют такие тени «пустыми». Если мы отпечатаем негатив, то тени отпечатка будут черными .


При дальнейшем увеличении выдержки (Vl0 сек) мы получим правильный негатив. На таком негативе мы увидим детали в тенях негатива и детали в его слетах. Плотность правильно экспонированного негатива будет больше, чем плотность недодержанного негатива. С такого негатива мы получим хороший, сочный отпечаток.


Еще увеличим выдержку - до V, сек. Если фотографическая широта пленки достаточно велика, то опять получится правильный негатив, по-прежнему хорошо деталированный и в светах и в тенях, но только более плотный во всех участках, чем в предыдущем случае.


При еще большем увеличении выдержки, скажем до 1 сек, все плотности негатива настолько возрастут, что перестанут различаться детали в его светах. На отпечатке с такого негатива света будут «плоскими», безжизненными .


Чем большим будет увеличение выдержки, тем большей будет и потеря деталей в светах. При слишком больших выдержках исчезнут детали не только в светах, но и в полутонах негатива, а дальше наступит уже полное почернение пленки.


Таким образом, изменение выдержки сказывается на общей плотности негатива и, что особенно важно, на передаче деталей в тенях и в светах объекта.


Для того чтобы получить хороший отпечаток, необходимо, чтобы негатив имел определенную плотность. Оценка негатива только по наличию деталей не всегда оказывается правильной, особенно если неверно рассматривать негатив. Даже у очень плотного негатива, помещенного против электрической лампы, детали в светах могут просматриваться. Однако при печатании из-за чрезмерной плотности эти детали на отпечатке не получатся. Для того чтобы правильно оценить негатив, надо рассматривать его не против сильного источника света, а против освещенного листа белой бумаги. В этом случае все детали, которые видны на негативе, могут быть воспроизведены на отпечатке. Средняя плотность лица на портретном негативе должна быть такой, чтобы через него еще читался текст книги.


Какая же ошибка «лучше» - передержка или недодержка? Передержанный негатив можно иногда исправить ослаблением, а недодержанный практически не поддается исправлению. Однако нужно помнить, что с увеличением выдержки растет плотность негатива, а с ростом плотности увеличивается его зернистость.

 


Кроме того, передержка ведет к потере резкости негатива, особенно в светах. Поэтому с сильно передержанных негативов нельзя получить хороший отпечаток.


Есть и другая причина, делающая передержку нежелательной. Мы привыкли хорошо различать ярко освещенные части предметов и гораздо хуже - слабо освещенные. Поэтому, если на отпечатке мы не увидим всех деталей в тенях, это покажется более или менее естественным. Если же света будут лишенными деталей, то это во всех случаях вызовет неприятное впечатление, будет казаться неправдоподобным, так как в светах объекта мы всегда различаем подробности. С этой точки зрения лучше избегать передержки.
Конечно, верно, что фотолюбитель до некоторой степени может исправить последствия передержки, ослабив негатив. Но это усложняет работу и не всегда дает хороший результат. Поэтому и передержка и недодержка одинаково нежелательны.


Теперь о практике определения выдержки.


Продолжительность выдерл^ки зависит от трех факторов: яркости снимаемого объекта, светочувствительности пленки и величины диафрагмы, применяемой при съемке. О том, какое значение имеет светочувствительность для выдержки, мы уже говорили. Поэтому мы расскажем только о влиянии яркости объекта съемки и диафрагмы.


Яркость объекта съемки определяется освещенностью объекта и его окраской. Часто любители путают понятие яркости и освещенности. Грубо говоря, освещенность предмета определяется количеством света, упавшего на предмет, а яркость - количеством света, отраженного предметом. Чем больше освещенность предмета и чем больше он отражает света, тем больше и его яркость. Предметы светлых окрасок будут ярче, чем предметы темных при одинаковой освещенности этих предметов.


Каждое из условий, от которых зависит яркость (освещенность и окраска предметов), может сильно меняться для различных случаев съемки. Например, освещенность предметов при дневном свете зависит от состояния погоды, времени дня, времени года, географической широты местности. Поэтому яркость является наиболее трудно учитываемым фактором, и ошибки в выдержке чаще всего происходят из-за неправильной оценки яркости.


Чем больше яркость снимаемого предмета, тем меньше должна быть выдержка. , Диафрагма. Продолжительность выдержки в конечном счете определяется не яркостью самого
объекта съемки, а яркостью оптического изображения, отбрасываемого объективом на светочувствительный слой пленки. Эта яркость зависит не только от освещенности предмета и его окраски, но и от свойств объектива. Яркость оптического изображения зависит от отношения фокусного расстояния к диаметру отверстия объектива. Чем меньше это отношение, т. е. чем больше диаметр отверстия объектива, тем больше яркость. Диаметр отверстия объектива - вернее, диаметр его «действующего отверстия» - можно изменять при помощи диафрагмы. Следовательно, диафрагма регулирует яркость оптического изображения. На шкале диафрагм имеется ряд чисел, соответствующих тому или иному показателю диафрагмы (относительному отверстию). Эти числа получаются от деления фокусного расстояния на диаметр действующего отверстия объектива. С увеличением показателя диафрагмы уменьшается диаметр действующего отверстия и выдержка должна быть увеличена. Стандартом принят следующий ряд диафрагм: 2; 2,8; 4; 5,6; 8; 11; 16; 22; 32.

 

При переходе одного показателя диафрагмы к следующему выдержка должна быть изменена в два раза. Она увеличивается в два раза, если показатель увеличивается, и уменьшается при уменьшении показателя. На шкале диафрагм объектива мол^ет быть дана только часть стандартного ряда. Шкала обычно кончается показателем диафрагмы 32 или 22.


При съемке против света надо давать вдвое более продолжительную выдержку, чем указано в таблице.
Более точное определение выдержки достигается при помощи экспонометров. Промышленность выпускает экспонометры двух типов: оптические и фотоэлектрические. Последние совершеннее и дают более точные результаты.


Из фотоэлектрических экспонометров для фотолюбителя можно рекомендовать «Ленинград» («Ю-11»). Этот прибор позволяет определить выдержку двумя способами: по яркости объекта съемки и по освещенности объекта.


При определении выдержки по освещенности экспонометр приближают к объекту съемки, как можно ближе к его самому важному участку. Например, если снимают портрет - к лицу фотографируемого. На окно экспонометра надевают молочное стекло, закрывающее фотоэлемент, и прибор направляют на источник света.


При определении выдержки по яркости объекта на фотоэлемент должен попасть свет, отраженный от объекта.


Оба способа определения выдержки имеют свои достоинства и свои недостатки. Определение выдержки по освещенности возмолсно при любых условиях освещения, но дает менее точный результат, так как в показания прибора приходится вводить поправку на характер объекта съемки. Для темных объектов выдержку нужно делать большей, чем для светлых. Эта поправка может быть лишь приблизительной, что уменьшает точность определения. Определение выдержки по яркости будет точным только при хороших условиях освещения. В случае плохого освещения (да еще очень темного предмета) часто вообще оказывается невозможным определение выдержки по яркости.


Способ пользования экспонометром подробно описывается в инструкции, прилагаемой к прибору.

 

Если объект очень контрастен, определение вы» держки оказывается более сложным делом, чем обычно. В этом случае фотографическая широта пленки будет недостаточной для одновременного воспроизведения самых ярких и самых темных участков. В числе таких чрезмерно контрастных объектов можно назвать, например, человека, сидящего против окна. В таких случаях приходится решать заранее, какие участки объекта необходимо воспроизвести с деталями и какие можно показать «обобщенно»* Все зависит от художественного замысла фотографа и от сюжетной важности тех или иных участков объекта.


Как навести объектив на резкость? Расстояние от объектива до фотографической пленки должно быть согласовано с расстоянием от снимаемого предмета до объектива. В противном случае изображение получается нерезким, контуры предметов на снимке выйдут расплывчатыми. Начинающий фотолюбитель не должен понятие резкости путать с понятием контрастности. Это совершенно разные вещи. Для того чтобы негатив по* лучился резким, фотограф перед съемкой должен установить нужное расстояние между объективом и фотографической пленкой. Эта опера* ция называется наводкой на резкость, или, реже, наводкой на фокус.


Изменение расстояния между объективом и фотографической пленкой для наводки на резкость в современных фотоаппаратах производится путем частичного вывинчивания объектива (например, «ФЭД», «Зоркий», «Киев»), Иногда наводка на резкость осуществляется частичным вывинчиванием передней линзы объектива (например, «Москва», «Любитель»), Как же определить, на какое именно расстояние нужно выдвинуть линзу объектива или объектив, чтобы получить резкое изображение? Для этой цели служит на некоторых аппаратах матовое стекло, а на других - дальномер, сопряженный о механизмом, передвигающим объектив.


Наводка по дальномеру осуществляется следующим образом. Глядя в окошко дальномера и перемещая объектив, следят, чтобы контуры обоих изображений, наблюдаемых в окошке, совместились. Совмещение контуров для какого-нибудь участка изображения означает, что этот участок получится на изображении резким.


В зеркальных аппаратах осуществлен другой принцип наводки. Глядя на матовое стекло и перемещая объектив или переднюю линзу, фотограф следит за резкостью изображения и границами кадра.


При работе с аппаратом, где матовое стекло освещается непосредственно съемочным объективом, например в аппарате «Зенит», наводку на резкость производят при полном открытии отверстия диафрагмы. /Тогда изображение получается более ярким и его значительно удобнее наблюдать. Нужный показатель диафрагмы устанавливают после наводки на резкость.


У наиболее совершенных зеркальных аппаратов, например у «Старта», есть специальный механизм «прыгающей диафрагмы»: диафрагма автоматически устанавливается на заранее намеченное деление, в момент спуска затвора.


В аппарате «Смена» применяется третий (наименее совершенный) метод наводки. Он состоит в определении расстояния от аппарата до объекта съемки по отдельному, приставному, дальномеру или на глаз и последующей установке объектива по шкале расстояний. В аппаратах с короткофокусными объективами («Смена», «Юность») этот метод наводки дает удовлетворительный результат.


Для определения границ кадра служит видоискатель. Так как видоискатель находится на некотором расстоянии от объектива, возникает явление, называемое параллаксом (уклонение). Оно состоит в том, что границы изображения, видимого в видоискателе, и границы кадра на пленке совпадают лишь приблизительно. При съемке удаленных предметов несовпадение границ получается незначительным, и им можно пренебречь. При съемке близко расположенных предметов параллакс уже необходимо принимать во внимание.

 

Практически часто бывает так. Снимает любитель портрет. Определит границы кадра по видоискателю - и фотографирует, а потом удивляется: почему на негативе часть головы получилась срезанной? Объясняется это тем, что фотолюбитель не сделал «поправки на параллакс», т. е. не оставил при кадрировании свободного пространства над головой портретируемого (при горизонтальном кадре) или сбоку (при вертикальном кадре).


Не все аппараты дают параллакс. Не дают параллакса, например, «Зенит» и другие зеркальные камеры. У них видимая в видоискатель граница кадра точно соответствует границе, получаемой на пленке.


Возьмем аппарат «Зенит» и при полном открытии отверстия диафрагмы попробуем навести на резкость. Мы скоро убедимся, что это не совсем простая задача: если мы наведем так, чтобы близкие предметы получились резкими, то удаленные предметы теряют резкость. Оказывается, зона резкости распространяется не на все расстояние от объектива до объекта съемки, а лишь на часть его. Например, достаточно резко получаются все предметы, находящиеся на расстоянии 1,5--2 м. Это расстояние называется глубиной резко изображаемого пространства.


Глубина резко изображаемого пространства зависит не только от фокусного расстояния объектива и расстояния до снимаемого объекта, но также и от диаметра диафрагмы.
Чем больше показатель диафрагмы, тем больше глубина резкости.


На рис. 6 наводка на резкость сделана на вторую фигуру. Резко вышла только вторая фигура. На рис. 6, б снимок сделан при показателе диафрагмы 8 и уже резкими получились все четыре фигуры.


Регулируя глубину резкости при помощи диафрагмы, не следует забывать, что с изменением показателя диафрагмы должна меняться выдержка. В некоторых случаях, когда невозможно давать продолжительные выдержки, приходится жертвовать глубиной резкости ради возможности произвести съемку.


В большинстве случаев фотографу не нужно во что бы то ни стало получать одинаково резкое изображение всех частей воспроизводимого объекта. Нерезкость второстепенных по смысловому значению участков изображения как бы подчеркивает значение сю-жетно важных деталей объекта съемки. В случае резкости основных и нерезкости второстепенных участков изображения внимание зрителя при рассматривании фотографического отпечатка поневоле сосредоточивается на главном.


Это один из изобразительных приемов фотографа, придающих его произведению выразительность. Снимок, где резки только некоторые детали, ясно говорит зрителю: «Смотри, вот это - самое важное».


Помня о назначении диафрагмы, следует ею широко пользоваться, но только в тех случаях, когда это действительно необходимо. Это тем более существенно, что уменьшение диаметра диафрагмы требует удлинения выдержки.


У любителя, приступающего к съемке, сразу возникнет несколько вопросов. Как следует наводить на резкость, если необходимо получить резкое изображение частей объекта, находящихся в известном интервале расстояний до объектива? Начинающий любитель часто наводит на ближайшие it объективу части либо на точку, находящуюся в середине интервала расстояний. И то и другое неверно. Правильнее будет поступить следующим образом. Глубину предмета нужно мысленно разделить на три части и навести на точку, находящуюся на границе первой и второй трети, считая ближнюю к объективу пер* вой. Это тоже очень приблизительный, но практически удовлетворительный способ.


Если хотят получить резкость от некоторой точки до бесконечности (например, при съемке пейзажа), то наводят на какой-нибудь предмет, расположенный вдвое дальше от аппарата, чем эта точка.


Какую диафрагму нужно поставить для того, чтобы все необходимые детали получились резко? Ответ можно прочитать на шкале глубины резкости объектива. Шкала глубины резкости находится на оправе объектива и состоит из указателя и симметрично расположенных по обе стороны от него цифр.

 

Эти цифры соответствуют показателю диафрагмы. Шкала расстояний, расположенная на объективе рядом со шкалой глубины резкости, перемещается при наводке.
Для того чтобы выбрать величину диафрагмы, обеспечивающую нужную глубину резко изображаемого пространства, или, наоборот, при выбранной диафрагме определить глубину, нужно посмотреть, против каких отметок шкалы расстояний находятся две отметки шкалы глубины, соответствующие показателю применяемой диафрагмы. Одна из отметок шкалы расстояний указывает переднюю границу резкости, а другая - ее заднюю границу.

 


 
 
 
 
   
 
>
 
 
Интересное:
XML error in File: http://www.ku9.ru/rss.xml
XML error: Not well-formed (invalid token) at line 2