
Съемка зимней природы в некотором отношении труднее летней, но в такой же мере интересна и увлекательна. Благодаря низкому положению зимнего солнца освещение большей частью бывает очень контрастным. Белый снег, темные строения, голые деревья, густые длинные тени, протянувшиеся по белоснежным сугробам, - вот характерные компоненты такой съемки. Зимой многообразие красок отсутствует, и, казалось бы, только два очень контрастных тона доминируют в природе - ослепительно белый от снежного покрова и темные строения, деревья, фигуры людей; промежуточных тонов, кажется, вовсе нет.
Но это - только на первый взгляд. При правильном выборе точки съемки низкое боковое освещение даже способствует выразительной передаче не только глубины пространства, но и формы предметов. При таком освещении каждая незначительная неровность на снежном покрове отбрасывает длинную тень. Огромные шапки снега, покрывающие заборы, сучья деревьев, кустарники, подчеркнутые тенью, выступают сверкающими пятнами на темном фоне, и если присмотреться внимательно, то можно заметить, что снег не такой уж ровный и белый, что он имеет нежные голубоватые тени с богатой гаммой тональных переходов от темного и голубоватого к совершенно белому или даже розоватому оттенку. Главное при зимней съемке - суметь передать все богатство этих легких тональных переходов.
Снимок, лишенный этого, малоинтересен: белое небо, белый снег, без каких-либо теней, черные строения и деревья, - что может быть скучнее такого снимка! Чтобы сделать снимок солнечным, живым, необходимо передать все изобилие теней и оттенков на ярком белом фоне снега. Рекомендуется также включить в общую композицию объекты, характерные для зимнего пейзажа, - лыжников, конькобежцев, охотников, лесорубов и т. д. Извилистая дорога или лыжня, беговая дорожка катка, хорошо подчеркнутые светом, могут быть замечательной "путеводной" линией на снимке, являясь в то же время отличным его компонентом.
Светофильтр поможет передать не только оттенки предметов, но и тон неба. Правильное определение выдержки в этом случае играет чрезвычайно большую роль. При сильной передержке снег на снимке получится совершенно ровным и белым, все тени пропадут, поэтому при определении выдержки надо ориентироваться не на самые темные или самые светлые места, а на средние, т.е. на незначительную передержку снега.